7. Основные направления налоговой политики РФ

09.07.2013

Для того, чтобы налоговая система России способствовала экономическому росту необходимо выработать четкую налоговую политику, которая должна учитывать особенности нынешнего переходного периода
С 2005 г. НК РФ регулирует практически все вопросы налогообложения в РФ: от взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, до порядка расчета и уплаты установленных в нем налогов.
Задачи НК РФ:
1. Снижение общего налогового бремени.
2. Создание понятной и простой налоговой системы.
3. Формирование рациональной налоговой системы.
4. Обеспечение стабильности налоговой системы.
5. Создание единой в рамках РФ налоговой системы.
6. Укрепление и развитие бюджетного федерализма.
7. Формирование справедливой налоговой системы.
НК РФ определено само понятие «налоговое законодательство»: оно состоит из собственно Кодекса и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах.
Если акты законодательства
— устанавливают новые налоги и сборы,
— повышают налоговые ставки,
— повышают размеры сборов,
— устанавливают или отягчают ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах,
— устанавливают новые обязанности или каким-либо другим образом ухудшают положение налогоплательщиков, то они согласно Кодексу не могут иметь обратной силы.
Важной задачей НК РФ является формирование справедливой налоговой системы.
Принципиальная направленность НК РФ — снижение общего налогового бремени путем его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков, продолжения курса на дальнейшее постепенное уменьшение ставок основных федеральных налогов, путем ослабления фискальной нагрузки на ФОТ.
Реформирование налоговой системы в РФ приводит к отдельным изменениям в перераспределении полномочий федерального центра, регионов и органов местного самоуправления в сфере установления и введения отдельных видов налогообложения
Формирование налоговой системы в условиях переходной экономики требует:
— тщательного учета экономической ситуации,
— обоснования налогооблагаемой базы,
— обоснования структуры налогов,
— изучения возможностей налогоплательщиков,
— упорядочения доходов и расходов бюджета,
— формирования эффективно работающей налоговой службы.
В противном случае ошибки при выборе конкретных налогов могут привести к диспропорциям в развитии н/х, усилению кризисных тенденций, обострению взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками.

Следует отметить, что становление в России налоговой системы с начала 90-х годов ХХ в. велось методом проб и ошибок, без учета исторического опыта прошлых лет, без должного критического анализа зарубежного опыта, без учета конкретной экономической ситуации.
Часто те или иные экономические решения принимались по политическим соображениям, без учета финансовых возможностей государства.
Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее «Основные направления налоговой политики») подготовлены на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.
В периоде 2013 — 2015 г.г. будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных в предыдущих периодах.

Планируемые меры:


Налог на прибыль
1) упростить налоговый учет и сблизить его с бухгалтерским учетом.
В частности, заменить декларации по налогу на прибыль за отчетные периоды упрощенными расчетами по авансовым платежам. А также отменить особые правила определения некоторых показателей в налоговом учете, если применение этих правил нецелесообразно;
2) изменить порядок восстановления амортизационной премии.
Восстанавливать ее нужно будет, только если ОС, к которому она была применена, продано (ранее, чем по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию) взаимозависимому лицу;
3) исключить из перечня необлагаемых доходов недавно включенные туда доходы в виде имущества или прав, переданных организации ее участниками в целях увеличения ее чистых активов;
4) уточнить понятие агрессивной среды, чтобы сузить сферу применения повышающего коэффициента амортизации
Налог на имущество организаций
1) освободить от налогообложения движимое имущество (машины, оборудование и др.);
2) перейти к определению налоговой базы исходя из кадастровой, а не остаточной стоимости имущества;
3) поэтапно в течение 7 лет отменить некоторые крупные льготы (например, в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий электро-передачи и т.п.)
Спецрежимы
1) ввести новый спецрежим для предпринимателей с 2013 г. — патентную систему налогообложения;
2) сделать с 2013 г. ЕНВД добровольным и постепенно отменить его к 2018 г.;
3) упростить переход на спецрежимы;
4) освободить спецрежимников от обязанности вести бухучет.
Транспортный налог
1) установить повышенные ставки в размере 300 руб. с 1 л. с. для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с.;
2) увеличить в 5 раз налоговые ставки для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и яхт.
НДФЛ
1) ограничить перечень не облагаемых НДФЛ компенсаций и пособий в целях устранения его неоднозначного и расширительного толкования;
2) освободить от налогообложения некоторые социально значимые доходы, например в виде:
— стоимости медицинских услуг, оплачиваемых за своих работников работодателями на «доходно-расходной» УСН или ЕСХН;
— разовых выплат безработным в рамках программы по содействию самозанятости;
— субсидий фермерам из бюджетов различного уровня;
— земли, бесплатно предоставляемой многодетным семьям
Страховые взносы
Сохранить с 2014 г. общий тариф 30% вместе с тарифом взносов в ПФР 10% с выплат сверх предельной величины базы для начисления взносов, а также льготный тариф 20% для упрощенцев, благотворительных организаций и социально-ориентированных некоммерческих организаций
Единый налог на недвижимость
1) ввести этот налог с 2013 г., но не ранее завершения кадастровой оценки капитального строительства;
2) предусмотреть налоговые вычеты в размере кадастровой стоимости определенного количества квадратных метров;
3) установить повышенную ставку налога для дорогой недвижимости
Налоговый контроль
1) ввести обязательную досудебную процедуру для всех налоговых споров;
2) увеличить срок подачи апелляционной жалобы на не вступившее в силу решение налогового органа с 10 дней до 1 месяца;
3) предоставить возможность кассационного обжалования вступивших в силу решений налогового органа;
4) создать новые интернет-сервисы на сайте ФНС «Создай свой бизнес» и «Личный кабинет налогоплательщика для юридического лица»;
5) обязать банки предоставлять налоговым органам информацию о вкладах и счетах граждан, не являющихся предпринимателями, а также депозитах компаний и предпринимателей;
6) расширить электронный документооборот между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Налоговая политика по-прежнему ориентирована на поддержку и стимулирование инвестиций и инновационной деятельности.
Планируется, что налоговая нагрузка в целом на экономику повышаться не будет, но будет перераспределяться между отдельными секторами экономики.
Так, на труд и капитал нагрузка снизится, а на потребление (к примеру, на недвижимость (в особенности на дорогую) и на доходы от добычи природных ресурсов) вырастет.

С 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по налогу на прибыль организаций на основе данных налогового учета.
Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно.
При этом законодательно установлено, что налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
В целях сближения бухгалтерского и налогового учета в статью 313 Кодекса было внесено изменение, согласно которому налогоплательщик вправе использовать для целей налогового учета регистры бухгалтерского учета, дополняя их, в случае необходимости, дополнительными реквизитами, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.
Соответственно, действующее законодательство о налогах и сборах не препятствует ведению налогового учета на основе регистров бухгалтерского учета. При этом необходимость налогового учета определена исключительно обязанностью налогоплательщика исчислять налоговую базу по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Различия между регистрами бухгалтерского и налогового учета, и, соответственно, финансовым результатом, рассчитанным на основании данных бухгалтерского учета, и показателем налоговой базы по налогу на прибыль организаций обусловлены, главным образом, такими элементами действующего налогового механизма, как налоговые преференции и ограничения в
отношении признания в целях налогообложения отдельных видов расходов (представительские, рекламные расходы, расходы на уплату процентов и др.).
Так, например, применение амортизационной премии в целях налогообложения прибыли организаций приводит к несоответствию показателей амортизации, начисленной в налоговом и бухгалтерском учете. При этом обязанность налогоплательщика вести отдельный учет сумм начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете или ежемесячно корректировать суммы амортизации, начисленные в бухгалтерском учете, обусловлена применением налогоплательщиком амортизационной премии и может быть отменена только одновременно с отменой указанной налоговой преференции.
Учитывая изложенное, упрощение порядка подготовки налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций может быть достигнуто путем внесения изменений в главу 25 Кодекса, направленных на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.
При этом отмена налогового учета и установление порядка определения налоговой базы на основании данных бухгалтерской отчетности и налоговых корректировок в соответствии с действующими правилами налогообложения прибыли организаций является формальным решением указанной проблемы.
Реализация данной меры потребует от налогоплательщиков ведения непрерывного учета отклонений показателей бухгалтерского учета от показателей, используемых для определения
налоговой базы по налогу на прибыль организаций, равнозначного по сложности его ведения существующему налоговому учету.
Следует отметить, что в рамках реализации налоговой политики последовательно осуществляются меры, направленные на сближение правил бухгалтерского и налогового учета.
Основные направления налоговой политики являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования «Основные направления налоговой политики» позволяют налогоплательщикам и налоговым органам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и повышению определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
Несмотря на то, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями.
Особое значение настоящий документ приобретает в условиях завершения реализации срочных антикризисных действий и перехода к устойчивому развитию экономики.
При этом, в отличие от предыдущих лет, налоговая политика ближайших лет впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета.
Вместе с тем «Основные направления налоговой политики» составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы и стимулирования инновационной активности.
Создание стимулов для инновационной активности налогоплательщиков, а также поддержка инноваций и модернизации в РФ, будут основными целями налоговой политики в среднесрочной перспективе.

Свежие записи

Новости сайта

На сайт добавлены методические разработки и учебные пособия по темам:


— МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 2 «Налогообложение»)


— ОТКРЫТЫЙ УРОК по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»


ПРЕЗЕНТАЦИИ:

  • Оборотные средства организации
  • Упрощенная система налогообложения
  • Формирование налоговой себестоимости
  • Региональные и местные налоги
  • Методика анализа финансового состояния предприятия
  • Банкротство
  • Формы и системы оплаты труда
  • Расчеты вмененного дохода при применении ЕНВД
  • Порядок исчисления налога при ЕНВД
  • Патентная система налогообложения
  • Система национальных счетов

  • — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Определение экономической эффективности реконструкции очистных сооружений» (на примере условного предприятия) специальность 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» МДК 04.02 «Экономика природопользования»


    — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Бизнес-план инвестиционного проекта» (на примере условного предприятия) специальность 200105 «Авиационные приборы и комплексы» учебная дисциплина «Экономика организации»


    — Исправлен и дополнен раздел 2 «Экономики организации» часть 1.


    — МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 1 «Бухгалтерский учет»)


    — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» для подготовки к зачету (экзамену). (автор — И.В.ТОМАШОНОК)


    1. Добавить комментарий