1. Роль налогов в формировании финансов государства

09.07.2013

Каждой общественно-экономической формации присуща, свойственная ей система государственных доходов, обусловленная способом производства, уровнем развития товарно-денежных отношений
С древнейших времен существовали различного рода натуральные повинности и сборы, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам.
Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов.
Современные бюджетные системы включают бюджеты:
? федерального уровня,
? регионов,
? местного самоуправления.
Основная форма налоговых поступлений в бюджетные системы в большинстве развивающихся стран ? косвенные налоги.
По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства.
У нефтедобывающих стран одним из основных источников государственных доходов являются вывозные таможенные пошлины.
Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги (прежде всего налоги на доходы).
Налоги и займы ? два основных источника функционирования любого государства. От их соотношения в значительной мере зависит его платежеспособность и общее положение в мировом сообществе.
При недостаточности налоговых доходов прибегают:
? к прямым кредитам иностранных государств;
? размещению ценных бумаг среди населения (внутренние заимствования);
? выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

Налоги, являясь главным источником бюджетных доходов, не только определяют параметры постатейного финансирования расходов, но и служат основой для территориального перераспределения финансовых ресурсов.
С этих позиций бюджетно-налоговая политика государства должна быть направлена на баланс интересов центра и территорий, определение четких пропорций распределения налоговых платежей по звеньям бюджетной системы.
Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как:
— кредитно-денежная политика,
— ценообразование,
— структурная реформа экономики и другие.
Главным направлением налоговой политики в конечном итоге является обеспечение экономического роста. Однако экономическая мысль до настоящего времени не выработала единого толкования понятия налога, независимого от политического и экономического строя общества, от природы и задачи государства.
Экономически правильное определение понятия налога имеет существенное значение, поскольку точное уяснение содержания категории «налог» способствует обоснованному применению норм законодательства, определяющих право частной собственности налогоплательщика.
Кроме того, понятие налога должно быть одной из отправных точек при разработке законов, регулирующих порядок установления и взимания налоговых платежей.
Правильное толкование термина «налог» позволяет ограничить объем полномочий и компетенцию как налогоплательщиков, так и контролирующих органов.
Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории и практики.
Любая налоговая система представляет собой совокупность
— системы и принципов налогового законодательства,
— принципов налоговой политики,
— порядка установления и ввода в действие налогов,
— видов налогов и их общих элементов,
— порядка распределения налогов по бюджетам;
— системы налоговых органов;
— форм и методов налогового контроля;
— прав и ответственности участников налоговых отношений;
— порядка и условий налогового производства.
Современная российская налоговая система по своей общей структуре, по принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.
Основу любой налоговой системы образуют взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы и др. налоговые платежи
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования.
Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений (современный период развития российской экономики) усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики.
Первым, кто сделал соответствующий прогноз, был экономист А. Вагнер.
Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционными, т.к. он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил экономику на 2 сектора: государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности.
Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы.
Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика.
В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, и приспосабливаясь к ним.
Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики
В связи с этим налоговая система становится относительно самостоятельным направлением — налоговой политикой.
Налоговая политика представляет собой совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов.
Цели проведении налоговой политики:
1) фискальная (формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов);
2) экономическая (регулирование экономики с помощью налогов);
3) социальная (снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан);
4) экологическая (защита окружающей среды за счет усиления роли соотв. налогов и штрафов);
5) контрольная (проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике);
6) международная (заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности).
Следовательно, по своему содержанию налоговая политика охватывает:
— выработку концепции налоговой системы;
— рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения;
— разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в области экономического и социального развития общества.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.
Необходимость налогов предопределяется непосредственно функциями государства.
Как отмечал в свое время П. Прудон: «… В сущности, вопрос о налоге есть вопрос о государстве …».
Теория налога и практика налогообложения развивались вместе с теорией государства и практикой его функционирования.
В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты.
Налог, в его философском смысле есть общественно необходимое благо.
Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог — это одновременно экономическое, хозяйственное и политическое явление реальной жизни.
Теоретически экономическая природа налога заключается в определении источника обложения (капитала, доходов) и того влияния, которое оказывает налог в конечном итоге на частные хозяйства и народное хозяйство как единое целое.
Экономическую природу налога надо искать в сфере производства и распределения (теория цены и теория предложения).
Практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов.
Правительства (в т.ч. и в России) столкнулись с неприятием налогов населением, уклонением от их уплаты.
Непосредственным результатом введения налогов, наиболее резко бросающимся в глаза, является материальный ущерб для плательщика.
Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.
Никакое государство не может существовать без взимания налоговых платежей.
Основная задача по мобилизации доходов в бюджетную систему ? повышение эффективности налогового администрирования при одновременном снижении налогового бремени.
В области налогообложения выработаны 2 подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:
1) к налогам относят любые изъятия средств для формирования доходной части бюджета;
2) налог — это одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.
В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами НК РФ, неналоговые платежи — нормами других отраслей права
Разграничение понятий налогового и неналогового платежа следующее.
1) обязанность по уплате налога возникает лишь при наличии объекта налогообложения,
2) налог устанавливается и вводится законом,
3) уплата налога имеет принудительный характер,
4) он уплачивается на основе безвозмездности,
5) налог является абстрактным платежом и не имеет целевого назначения,
При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы.
Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие государственные органы по поводу оказания нужных ему услуг.
В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) ? лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются (без убытков, но и без чистого дохода).
Налоги изымаются у налогоплательщика без каких-либо конкретных обязательств перед ними.
Штрафные санкции за нарушение налогового законодательства налогом не являются.
Согласно НК РФ, полномочия государственных органов власти и органов местного самоуправления по установлению, введению и взиманию налогов в РФ, осуществлению налогового контроля и привлечению к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений заключены в определенные рамки и процедуры.
НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в т.ч.:
1) виды взимаемых в РФ налогов и сборов (ст. 12 – 15 НК РФ);
2) порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов (глава 8 НК РФ);
3) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений:
— права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ);
— обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ);
— права налоговых органов (ст. 31 НК РФ);
— обязанности налоговых органов (ст. 32 НК РФ);
4) организацию и осуществление налогового контроля:
— камеральная налоговая проверка (ст. 88 НК РФ);
— выездная налоговая проверка (ст. 89 НК РФ);
5) ответственность за налоговые правонарушения (глава 16 НК РФ);
6) порядок обжалования решения налоговых органов о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 101.2 НК РФ).
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:
1) налогоплательщики;
2) элементы налогообложения:
— объект налогообложения,
— налоговая база,
— налоговый период,
— налоговая ставка,
— порядок исчисления налога,
— порядок и сроки уплаты налога.
Если хотя бы один из элементов налогообложения по конкретному налогу не определен в актах законодательства о налогах и сборах, то такой налог не является законно установленным.
При установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Но обязательным элементом налогообложения льготы не являются.
Обязательное условие установление сбора — определение их плательщиков и элементов обложения применительно к конкретным сборам.
Для устранения неоднозначности в толковании (интерпретации) сроков уплаты налогов и сборов в НК РФ введена ст. 61 «Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах».
В актах законодательства о налогах и сборах срок может быть определен:
— календарной датой,
— истечением периода времени (месяца, квартала, полугодия, года),
— указанием события, которое должно неизбежно наступить (например, через 5 дней после установленного дня предоставления бухгалтерского отчета за квартал, или 10 дней по отчету за год — по налогу на имущество).
Несоблюдение установленных сроков неизбежно влечет налоговые санкции (ст. 75 НК РФ).
Все взимаемые с населения (физических и юридических лиц) платежи делятся на три класса:
— прямые налоги (налоги на доходы и имущество),
— косвенные налоги (налоги на товары и услуги),
— пошлины и сборы (все остальные платежи, не попавшие в первые 2 группы).

Свежие записи

Новости сайта

На сайт добавлены методические разработки и учебные пособия по темам:


— МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 2 «Налогообложение»)


— ОТКРЫТЫЙ УРОК по учебной дисциплине «Бухгалтерский учет и налогообложение»


ПРЕЗЕНТАЦИИ:

  • Оборотные средства организации
  • Упрощенная система налогообложения
  • Формирование налоговой себестоимости
  • Региональные и местные налоги
  • Методика анализа финансового состояния предприятия
  • Банкротство
  • Формы и системы оплаты труда
  • Расчеты вмененного дохода при применении ЕНВД
  • Порядок исчисления налога при ЕНВД
  • Патентная система налогообложения
  • Система национальных счетов

  • — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Определение экономической эффективности реконструкции очистных сооружений» (на примере условного предприятия) специальность 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» МДК 04.02 «Экономика природопользования»


    — МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по выполнению КУРСОВОЙ РАБОТЫ на тему «Бизнес-план инвестиционного проекта» (на примере условного предприятия) специальность 200105 «Авиационные приборы и комплексы» учебная дисциплина «Экономика организации»


    — Исправлен и дополнен раздел 2 «Экономики организации» часть 1.


    — МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по изучению дисциплины «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ» (часть 1 «Бухгалтерский учет»)


    — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по учебной дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» для подготовки к зачету (экзамену). (автор — И.В.ТОМАШОНОК)


    1. Добавить комментарий